Конечная цель аудита в сфере бухгалтерии – это определение правильности ведения бухгалтерской документации, достоверности отраженных данных реальному положению дел. Иными словами, аудитор выявляет нарушения (ошибки), допущенные компанией в процессе своей деятельности. Они могут классифицироваться следующими категориями:
Существуют и иные классификации, но в целом они повторяют ту, которую отразили мы и могут меняться, в зависимости от специфики деятельности аудируемой компании.
Стоит сказать, что ошибки, которые выявляются в процессе проверки, могут быть преднамеренными или непреднамеренными.
Как становится понятно из самих определений, к первой категории относятся те, которые были созданы специально действиями (или бездействием) сотрудников организации, имеющих доступ к бухгалтерии. Вторую категорию составляют недочеты, появившиеся по невнимательности, из-за недостаточной компетенции или непрофессионализма.
Кроме того, очень часто причиной ошибки становится человеческий фактор – допускаются погрешности при расчетах и проставлении значений в документации, путаются цифры, не вносятся данные. Вследствие всего этого может сильно страдать достоверность отчетности и подвергаться сомнениям добросовестность деятельности компании.
Многие скептически относятся к проверкам, считая, что все выявленные ошибки в большинстве своем являются вытянутыми и не имеющими уверенной основы. Это не совсем верно. Аудитор – ответственное лицо, которое должно обосновать каждую выявленную, по его мнению, ошибку. В противном его компетентность можно поставить под сомнение. Поэтому, если ошибки выявлены, значит основа у них всегда есть.