Аудиторский рынок в России

Рынок аудита в России развивался более, чем стремительными темпами, за двадцать лет пройдя тот путь, на который иностранным компаниям потребовалось более ста лет. Обусловлено это было, прежде всего, экономическими факторами. Дело в том, что аудиторские услуги, как и все услуги, в принципе – это та отрасль, которая откликается на спрос. И если, к примеру, в Штатах, еще с начала двадцатого века уже вовсю господствовала рыночная экономика, Россия обратилась к ней только в девяностых. В Америке и странах Европы аудит был необходим – владельцам компаний для понимания реального положения финансовых дел, инвесторам – для оценки рисков и целесообразности инвестиций.

В России же такая необходимость появилась лишь в начале 90-х, при этом, естественно, что небольшим ЧП аудит был без надобности, а вот более крупные компании, особенно дочерние от международных предприятий или те, которыми владело государство, нуждались в нем остро.

Само собой разумеется, что именно международные компании зашли первыми на рынок аудита России – это обуславливалось, прежде всего, тем, что руководство страны избрало самый простой путь строительства рыночной экономики и использовала для этого самые понятные инструменты. Не обошлось, конечно же, и без содействия международных фондов (ВБ, МБ и МВФ), которые, вместе с этим, и продвигали на рынок своих партнеров-аудиторов. И стоит отметить, весьма успешно, потому как еще до 1993 года (а именно тогда президентом Ельциным был подписан указ «Временные правила аудиторской деятельности в России»), они уже успели прочно обосноваться и закрепиться. К слову, именно этот указ, который носил рекомендательный характер, и стал официальным символом того, что рынок аудита в России таки есть.

Уже за первые шесть лет с момента подписания указа, количество зарегистрированных аудиторских фирм превысило отметку в 8 тысяч, а аттестаты квалифицированных аудиторов, в тот же период, получили более 23 тысяч специалистов.

Однако, у рынка аудита всегда были и свои особенности. Прежде всего – это широкая специализация. В то время, как западные аудиторские компании делали упор на одной из отраслей экономики, российские работали сразу в нескольких – но это также являлось следствием быстрорастущего спроса. К слову, если на западе всегда, а особенно в 2007-2008 годах была тенденция к ужесточению контроля за деятельностью аудиторов, то российское правительство действовало с точностью до наоборот и, в конце концов, вовсе оставило рынок аудита, как саморегулирующуюся структуру.

Это вызвало ряд проблем в современном аудите, в том числе и демпинг, и возросшее количество низкоквалифицированных специалистов, предлагающих услуги сомнительного качества, но по более низкой стоимости. Поэтому ближайшая задача, которая стоит перед аудиторами – перейти на эффективный механизм саморегулирования, и есть надежда, что произойдет это уже в ближайшем будущем.

Заказать бухгалтерские и аудиторские услуги

Виды услуг от нашей компании

Телефон: +7 (977) 421-34-22 (многоканальный)
Email: info@auditconstant.ru
Адрес: 109052, г.Москва, ул. Нижегородская д.32, стр.3